пятница, 24 апреля 2009 г.

(ПОРТНОВСКОЕ ИСКУССТВО. ЕВРОПА. ЧАСТЬ2)

Вместе с созданием империи Наполеон фактически вернул порядки и прежнюю роскошь французскому двору. Портные, многие из которых выехали после революции в Вену (как Роз Бэртен), провинцию, или даже экзотическую Россию, с облегчением потянулись обратно (но не все).
В те времена стал популярен портной Леруа. Он тоже стал для того времени тем, кого позже назовут кутюрье или дизайнер моды.
Леруа, одевавший Жозефину и новый высший свет империи, создавал не только индивидуальный стиль для каждого клиента, но и аксессуары и даже духи для этого стиля.
Большинство известных модных портных обзавелось особняками _ фактически прообразами домов высокой моды. В этих особняках располагались и мастерские, в которых наметилась специализация: и если ранее у той же Роз Бертэн работало от 12 до 20 швей, то в домах «новых портных», которые стали именовать себя академиками, не редкость было 200-300 мастеров и подмастерьев.
C этого периода времени в прообразах домов моды начали работать не только портные, вышивальщицы и т.д., но и профессиональные иллюстраторы. «Предкутюрье» начали нанимать художников, чтобы делать красочные наброски моделей, стилей и отдельных предметов одежды. Было производительней и дешевле сначала продемонстрировать клиенту красочный набросок костюма, чем уже готовое платье.
Примерно с этого времени мужской костюм и составляющие его предметы начинают эволюционировать в привычную для нас форму.


И вот здесь, я думаю, нужно прерваться, чтобы немного поговорить о дендизме, который в это время был уже сложившимся стилевым направлением, оказывавшем влияние на мужской стиль во всех странах Европы, и Бруммелле.

Джордж Брайен Бруммелл 1778-1840
Если говорить о дендизме как о стиле городских щеголей, то он как явление существовал и до Бруммелла, но стремление к индивидуальности и стилистическое упорядочивание привнес в этот стиль именно Бруммелл.
Его карьера была обычной для многих английских джентльменов – Оксфорд, армия. Необычным для человека не очень высокого происхождения была дружба с будущим королем Георгом IV и немалое влияние на него.
После смерти отца он получил наследство и поселился в Лондоне, войдя в круг общения Георга IV, куда входила элита британской знати того времени.
Врожденное чувство стиля, в том что касалось искусства одеваться, которое ценилось в то время очень высоко, сделало Бруммелла образцом для подражания, а принадлежность к кругу общения Георга IV распространило этот образец на очень широкие круги британского общества. Бруммелл утверждал, что его процедура одевания занимает до 5 часов.
Но с моей точки зрения, не меньшей заслугой Бруммелла было то, что он сделал популярным ежедневную чистку зубов, бритье и купание. Очевидно, он понял, что никакой костюм, даже очень хорошо скроенный и сшитый, не заменит личную гигиену.


Как известно по биографиям многих исторических личностей, популярность не всегда способствует благоразумию - часто успех в обществе и известность кружит голову. Благоразумие изменило и Бруммеллу. Под влиянием богатых друзей он стал играть на деньги и волочиться. Игра скоро привела его к невозможности выплатить долги, что для джентльмена было недопустимым, так как карточные долги всегда считались «долгом чести».
Еще более недопустимым был его побег во Францию в 1816 году из-за окончательной невозможности выплатить долги и угрозы долговой тюрьмы. Дорога в Британию закрылась для него навсегда. Человек, которого сейчас бы назвали «иконой стиля» и который имел блестящие перспективы, оказывая влияние своим стилем на целое поколение, чье мнение о стиле очень ценилось, прожил остаток жизни во Франции, страдая от сифилиса и инсультов, и умер в Каннах в бедности.
Но дендизм как культурное явление, основой которого было создание собственного стиля, тщательное внимание к костюму и его сочетанию с другими предметами одежды, оказало фундаментальное влияние не только на то, как должен одеваться светский мужчина, но и на то, как он должен вести себя в обществе. Быть не только идеально одетым, но и скромным (судя по жизни Бруммелла – быть скромным в промежутках между выпивкой, картами и женщинами).

Дендизм быстро распространился по всей Европе, и в мужском костюме окончательно становятся преобладающими сдержанные формы при хорошем крое из хороших тканей и качественной отделке. Хорошими, как тогда, так и сейчас, для мужского костюма считались английские шерстяные ткани.

(Фрак, который уже приобрел свою классическую форму, используется как повседневная одежда. )
В это время начинает закрепляться стандартная гамма мужского костюма – синий, коричневый, серый, темно-зеленый цвета.
Черный цвет костюма очень долго не принимался в обществе, воспринимаясь как цвет бедности так же, как в женском костюме, начиная с 1813 года, воспринималось белое платье.
С рассветом дендизма началось и процветание Сивил Роу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий