понедельник, 12 января 2009 г.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ МУЖСКОЙ СОРОЧКИ

Эволюции предмета одежды, который превратился к началу 20 века в привычную для нас современную мужскую сорочку, можно посвятить отдельное и очень обширное исследование, но такой цели у меня в данный момент нет, поэтому исторический экскурс будет кратким и охватывать только отдельные факты и территории.

СОРОЧКА КАК ОТДЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ОДЕЖДЫ
Сорочка, как отдельный предмет одежды, начала развиваться в 16 веке. Европу охватила мода «разрезанных платьев», в различных вырезах и разрезах которых проглядывала нижняя одежда.
Единственной нарядной тканью для нижней одежды в то время был шелк, который начали ткать в Италии с конца 13 века, а к 16 веку в производстве шелка уже доминировала Франция.
Развитие сорочки как отдельного предмета одежды оригинальным образом поддержали буржуазные революции в Англии и во Франции. Многим представителям знати, всходившим на эшафот без верхнего платья, хотелось сохранить достойный вид. Красиво отделанные сорочки немало этому способствовали.
В Британии в 1533г. специальным законом было установлено, что только лица дворянского сословия имели право носить рубашки, украшенные золотым и серебряным шитьем. Цена сорочек в то время начала расти и на затейливо украшенные составила 5-10 фунтов стерлингов. Это примерно соответствует 2500-5000 современных фунтов стерлингов. Как известно, одной из сил нашего мира, движущих эволюцию потребления, являются «понты», а какой смысл платить за сорочку такие деньги, всячески ее украшать и не иметь возможности это демонстрировать? Так постепенно мужская сорочка становилась отдельным предметом одежды, который не стыдно было демонстрировать даже без верхнего платья.
Препятствовало такой эволюции несколько факторов, основным из которых, на мой взгляд, было то, что до конца 18 века единственной приличествующей и доступной для джентльмена тканью для сорочки был натуральный шелк. Натуральный шелк – достаточно капризная в работе ткань, но, что еще хуже, даже в современных условиях тяжело поддерживать изделия из шелковой ткани в хорошем виде, в том числе и потому, что стирка шелка – это почти искусство.
Из хлопка, в основном из египетского, в Европу того времени импортировались только готовые изделия, стоившие гораздо дороже шелка, успешно производившегося в Европе уже многие столетия и имевшего отработанную технологию, в которую была интегрирована большая «около шелковая» индустрия.
Думаю, необходимо немного подробнее остановиться на истории хлопка в Европе. Мавры, завоевавшие южную Испанию, первыми принесли в Европу хлопчатник и с 950 г. положили основание культуре его выращивания и выделки, получившей в короткий срок бурное развитие.
Центрами обширной торговли хлопком и хлопчатобумажными изделиями стали города Гренада и Барселона, многочисленные мануфактуры которых распространяли свои изделия по всей Европе. В 1492 г. Гренада пала, завоеванная испанцами. Хлопок прочно связывался у испанцев с маврами-мусульманами и евреями-торговцами, то есть не католиками, поэтому все мануфактуры были разрушены, хлопководство уничтожено и забыто.
В средние века и времена ренессанса индустрия по выращиванию хлопка и выработке из него тканей не играла сколько-нибудь заметной роли вплоть до попадания хлопчатника в Англию. Но реальное промышленное производство хлопчатобумажных тканей совпало с наращиванием объемов торговли и перевозимых грузов Англо-индийской торговой компанией, Ост-индийской и другими крупными торговыми компаниями того времени, штаб-квартиры которых были сосредоточены в основном в Британии и Голландии, а также с последовавшим в 18-веке в Англии целым рядом революционных изобретений в прядильном и ткацком деле, превративших Британию в самую передовую страну в данной отрасли.
Торговля хлопком, сначала сосредоточенная в Лондоне, перешла затем в Манчестер, а соседний с ним Ливерпуль занял место главного морского порта по торговле хлопком. В 1700 г. количество обрабатываемого хлопка составляло около 1 млн. англ. фунтов, в 1787 г. — после основания ряда мануфактур возросло уже до 22 млн., а к началу XX ст. это количество дошло почти до 2 миллиардов фунтов - то есть за сто лет обработка хлопка увеличилась более чем в 2000 раз. Печально, но к настоящему времени в Британии осталась только одна мануфактура, вырабатывающая ткань из хлопка для производства сорочек, да и то «финишную» обработку она делает в Италии. Но об этом мы еще поговорим.
Развитие сорочки как отдельного предмета одежды пошло значительно быстрее после того, как в 1772 году в Британии открылась первая мануфактура по выделке тканей из хлопка, и стали быстро возникать другие мастерские и мануфактуры.
Но еще очень долго, после того как хлопковая ткань стала широко доступной, сорочка из белого хлопка была признаком того, что ее владелец не зарабатывал себе на пропитание "в поте лица и шеи" - отсюда выражение: «белые воротнички». Белые рубашки получили такой статус потому, что ткань при выделке было тяжело отбеливать, а после того как из ткани шили рубашку, еще тяжелее стирать и поддерживать исходную белизну готовой рубашки. Поэтому белые сорочки, на которых любое, даже маленькое загрязнение было очень заметно, были намного дороже сорочек других цветов. Это при том, что в женской моде после падения Наполеона и окончания «эпохи империи» платье белого цвета стало восприниматься как признак бедности или излишней скромности. Позже прижившееся правило, когда в фирме только босс имел право носить белую рубашку, в некоторых местах не изжило себя до настоящего времени, особенно в США.

ВЛИЯНИЕ ДЕНДИЗМА НА РАЗВИТИЕ СОРОЧКИ
Развившийся в начале 19 века в Англии, а затем распространившийся на всю Европу стиль денди – скромного, но элегантно одетого мужчины, образцом которого был Джордж Бруммел, сделал сорочку предметом одежды весьма привлекательным для производителей.
Одежда денди, не смотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорогой. Немалую долю ее цены составляли сорочки. Денди того времени имели определенные правила, которым строго следовали. Так они должны были переодеваться по несколько раз в течение дня, при этом сорочка денди должна быть постоянно белоснежной. Хорошо характеризует данное время частное письмо князя Германа Пюклер-Мускау, в котором он пишет о том, что мужчине, который хочет считаться элегантным, еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков.
Дендизм еще более усилил влияние Лондона на европейскую мужскую моду, которая с 18 века была фактически монополизирована Лондоном. Лондон для мужской моды был то же, что Париж для женской. Но парадокс состоит в том, что Лондон никогда не стремился к созданию моды как таковой, так как мода – это массовое подражание определенному стилю. Лондонские cutters, tailors, shirtmakers не делали моду - они создавали и создают индивидуальный стиль, индивидуальную элегантность, индивидуальное качество. В этом, по моему мнению, и состоит базовое, фундаментальное отличие между современной массовой, индустриальной итальянской модой и более индивидуализированным британским стилем. Хотя в общем правиле существуют исключения - среди итальянских фирм есть ориентированные в большей мере на индивидуальный стиль, а среди английских появляется все больше компаний, переориентирующихся на массовое производство.
Вернемся к истории сорочки. Говорят, что подобие современной мужской сорочки появилось в конце XIX века. Некоторые утверждают, что впервые застежка из пуговиц по всей длине передней части сорочки была применена на рубашке, сшитой в Британии, а некоторые, что американская фирма Brown, Davis & Со впервые выпустила рубашку с пуговицами по всей длине.
С тех пор под классической мужской сорочкой понимается именно сорочка, имеющая застежку на пуговицах по всей длине передней части. И с этого времени началось дальнейшее совершенствование сорочки и превращение ее в привычный для нас предмет одежды, но глобальных преобразований сорочка уже не испытывала, и ее форма остается устоявшейся по сей день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий